Бывшая жена Успенского осталась без Чебурашки

08 октября 2014

Писатель вывел товарные знаки из "семейного" ООО по "грязной схеме"

Бывшая жена Успенского осталась без Чебурашки

Столичное ООО «Чебурашка», которое контролирует Эдуард Успенский и на которое были зарегистрированы товарные знаки «Чебурашка», «Простоквашино», «В нашу гавань заходили корабли» и многие другие, реорганизуется. Как следует из данных Единого госреестра юрлиц, эта компания вливается в состав ООО «Артель», зарегистрированного в Приморье. По мнению экспертов, таким образом осуществляется просто ликвидация предприятия — ведь сами товарные знаки переведены на новое одноименное ООО «Чебурашка». Бывшая супруга Успенского Элеонора Филина тоже констатировала, что таким образом ее пытаются лишить прав на Чебурашку.

Помимо «Чебурашки» в новую структуру войдет целый ряд небольших компаний с самой разной специализацией — «АМС-Аметист», «Страховой брокер «Веди», «Спецмонтажстрой» и другие. Юрист Эдуарда Успенского Константин Леонтьев отказался комментировать реорганизацию, заметив только, что всё делается для оптимизации деятельности ООО.

ООО «Чебурашка» было зарегистрировано в 1995 году и занималось предоставлением лицензий на использование товарных знаков, созданных Успенским. Компания принадлежит на 70% Эдуарду Успенскому, еще по 15% у 52-летней бывшей жены писателя Элеоноры Филиной и Юрия Успенского (брат).

— Это классический способ ликвидации предприятия. Объявлять о банкротстве, официально закрывать ООО — это достаточно долгий и трудоемкий процесс. Есть другой путь. Компания просто переходит в состав нового ООО, как правило, зарегистрированного другом регионе, и сливается с ним. Эта схема грязная, но более простая, — пояснил президент Первой патентной компании Анатолий Аронов. По его оценке, таким образом ликвидировать компанию в среднем стоит 50–60 тыс. рублей.

В апреле 2012 года было зарегистрировано еще одно ООО «Чебурашка». В нем 70% тоже принадлежат 76-летнему писателю, оставшиеся 30% — Александру Зубареву, это продюсер и официальный представитель писателя. Зубарев отказался от комментариев.

Новую компанию зарегистрировали спустя несколько месяцев после того, как было официально объявлено о разводе Эдуарда Успенского и Элеоноры Филиной. После создания нового ООО на него стали переводить товарные знаки. Так, в прошлом году были поданы новые заявки на регистрацию товарных знаков «Чебурашка», «В нашу гавань заходили корабли», «Дядя Федор», «Матроскин». Например, товарный знак «Деревня Простоквашино» был передан новому ООО «Чебурашка» в августе 2013 года. Кстати, этот знак по классу молочных продуктов с 2004 года уступлен по договору Keynes Investments Limited — через эту кипрскую фирму молочный холдинг «Юнимилк» управляет частью своей интеллектуальной собственности. Марка «Простоквашино» по ряду классов тоже переоформлена на новое ООО «Чебурашка» в апреле 2013 года.

Всё это позволит Успенскому после ликвидации старого ООО сохранить за собой бренды. В качестве причины, по которой была использована такая схема, юристы называют желание лишить старых партнеров возможности получать прибыль от использования брендов.

— Видимо, таким образом Успенский решил лишить меня прав на «Чебурашку». Он использовал разные способы. Наверное, этот оказался наиболее действенным, — сказала «Известиям» Элеонора Филина. Она известна как ведущая телепередачи «В нашу гавань заходили корабли».

При этом, как отметила собеседница, после развода она уже не следила за делами ООО, хотя по-прежнему стоит в списке собственников. Можно отметить, что Успенский и Филина были официально женаты с 2005 по 2011 год (третий брак писателя), то есть Чебурашка (1966) и прочие персонажи не являются «совместно нажитым имуществом». С Юрием Успенским связаться не удалось.

— Если бы предприятие закрывали официально, например в связи с банкротством, то тогда надо было бы делить активы между совладельцами — оценивать все бренды и распределять прибыль от них соответственно долям. Также если бы просто перебросили товарные знаки и сохранили компанию, то был шанс, что совладельцы могли бы высказать претензии. А так компания просто исчезает путем слияния, и предъявлять претензии уже никто не сможет, — добавил Анатолий Аронов.

Как отметила Наталья Золотых, глава патентной компании Transtechnology, стоимость товарных знаков, зарегистрированных на ООО «Чебурашка», оценить невозможно.

— Для этого нужна информация о размерах продаж товаров под этими брендами, оговоренной сумме лицензионного соглашения в каждом случае. Все эти данные закрыты, поэтому даже приблизительно оценить никто не сможет, — сообщила она.

Опрошенные эксперты в целом считают, что качество менеджмента семейством брендов «Чебурашки» оставляет желать лучшего — они считают, что нет системности и работу с этими франшизами по внешним признакам едва ли можно назвать эффективной. Персонажей Успенского знают все, а дистрибуция той же сувенирной продукции практически отсутствует. Известно, что Чебурашка-персонаж очень популярен в Японии, но платят ли японские компании за использование бренда: сколько, в каких странах вообще платят — представитель Успенского Константин Леонтьев на эти вопросы отвечать отказался — коммерческая тайна.

Молочная продукция «Простоквашино» — пожалуй, самый успешный пример коммерциализации наследия Успенского. Если роялти, то есть лицензионные отчисления от «Юнимилка», носят регулярный характер, то, скорее всего, они выше, чем от Bosco Михаила Куснировича — хотя бы в силу более масштабного использования бренда «Простоквашино». Условия работы ООО «Чебурашка» с поставщиком одежды Bosco стали достоянием общественности после того, как в 2012 году спор о размере выплат привел партнеров в суд. Как следует из материалов дела, в 2011 году эта сумма составила $25 тыс., а в 2012-м — $100 тыс.

Успенский чаще ссорился с крупными лицензиатами. Так, не сложились отношения с кондитерским предприятием «Красный Октябрь» — в 1990-х компания получила товарный знак «Чебурашка». Успенский предложил ей класть в коробки конфет «Чебурашка» одноименную семейную игру. «Красный Октябрь» отказался, после чего писатель обратился в суд — тот признал, что автор Чебурашки должен получать проценты от продаж конфет. В итоге фабрика свернула их производство. В разное время Успенский получал отчисления, например, от производителей детской жевательной резинки «Кот Матроскин», сети екатеринбургских магазинов «Матроскин», производителей наполнителя для кошачьих туалетов «Матраскин» и многих других компаний, использующих придуманные им образы.

Источник: "Известия"